А почему экопарк?

Для начала напомним, что же такое экология. Происхождение этого слова древнегреческое: экос — обиталище, жилище, дом, имущество; логос — понятие и учение, наука. А общепринятое определение – это наука об отношениях и связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. О том, что всё в природе взаимосвязано, взаимовыгодно, согласовано. И ничего нарушать нельзя! А человек это с одной стороны проблема, с другой – помощь. И мы стараемся помогать и научить помогать других. Поэтому экопарк.

Содружество с животными и окружающим миром, добрососедство. И мудрые люди уже задумывались о том, что нужно и — просто необходимо! — беречь природу. Индийские ранние религии, особенно джайнизм, индуизм, буддизм, подчеркивали важность сострадания ко всем живым существам. И человек воспринимался как часть природы.

Американские мыслители и философы (Ральф Эмерсон, Генри Торо и Джон Мюир) говорили о моральных правах природы. И о том, что это особое и священное пространство. И в нашей природоохранной философии такие идеи высказывались (например, А. П. Семеновым Тян-Шанским). И если человек поначалу хотел над природой властвовать, потому что боялся, потому что дикая или независимая природа была человеку опасна и страшна, то уже поэты-романтики 18 и 19 веков (например, Байрон, Шелли, Гете, Вордсворт) заговорили о природе как о месте, вызывающем у человека восторг, уважение и вдохновение.

И как ни странно, ценилось уже не присутствие, а отсутствие людей в природе и вместе с ними и навязчивых признаков цивилизации. Уже атаковали «дымные города» и тосковали по «неразрушенной и непроторенной дикой жизни». А известный мыслитель и подвижник сохранения природы Генри Торо считал, что дикие места и природа это не повод для пикника, а место для развития к этой природе уважения. И ключевыми для нас и путеводными могут служить слова одного философа: «Все существа заслуживают уважения и почитания, потому что являются живыми».

Отдельно хочется сказать вот о чем. За время своей работы мы много раз сталкивались с так называемыми защитниками и благодетелями природы. Мы пишем «с так называемыми», потому что вся их забота о природе в нашем случае (и не исключено, что в других) сводилась к заносчивому и самоуверенному заявлению о том, что хватит держать несчастных животных в заточении. И первое, что можем мы им сказать в ответ, — читайте книги. Работы признанного природоохранным сообществом и миром, философа и защитника природы Джеральда Даррелла (мы берем сейчас самое популярное и известное, исключая строго научные работы). Он был энтузиастом идеи создания зоопарков, он сам создал свой зоопарк и призывал создавать их все больше, больше. Потому что зоопарк (национальный парк, заповедник, экопарк) – при осознанном и профессиональном подходе – это кладовая природы, наш запас, где мы можем сохранить то, что, по своей же вине, уже почти потеряли. И не забывайте еще о том, что есть огромное количество покалеченных или оставленных сиротами животных. Их можно сразу и не заметить. А те люди, которые замечают, обычно стараются помочь.

Таким образом у нас в экопарке появились почти что все: и птицы с простреленными или переломанными ногами, крыльями и, выросшие с малышей, волки, косули, лоси, медведица. А призыв всех отпустить на свободу, помимо искреннего и эмоционального порыва, ничего разумного в себе не несет. Такое животное при встрече с другим человеком и с нашим окружающим миром скорее всего погибнет. Мы делаем все, чтобы быть честными перед природой и ее обитателями. И вы вместе с нами.

Спасибо вам.